Теннисные струны хотя и являются составной частью конст­рукции ракетки, но имеют много своих собственных характе­ристик, большинство которых может быть рассмотрено отдель­но, вне связи с ракеткой. Главные параметры струн, являющи­еся базовыми при их производстве, —_ это эластичность и прочность. Вообще-то производство синтетических струн и ракеток имеет много общего. У них общий исходный материал для изготовления — углеродосодержащие волокна, которые подвергаются длинной технологической обработке, причем в процессе этой обработки от волокон, идущих на изготовление ракеток, добиваются максимальной прочности, а от волокон, идущих на изготовление струн — максимальной эластичности. Как было пояснено в главе о материале ракеток, для того что­бы добиться от углеродосодержащих волокон максимальной прочности из них удаляют почти все посторонние включения. Тогда углерод кристаллизуется в графит, передавая при этом волокну все свои прочностные показатели. При производстве же струн, наоборот, в углеродные молекулы вставляют раз­личные цепочки из других элементов. Они-то и придают во­локну эластичность. В зависимости от состава этих включе­ний, их количества и комбинаций в углеродном волокне полу­чаются различные исходные материалы для струн. Так полиамидные включения дают нейлон, арамидные включения — кевлар; полиэтиленовые цепочки смешанные с ароматически­ми — полиэстер; ароматические цепочки — материал Zyex. Понятно, что эти исходные материалы обладают разными па­раметрами эластичности и прочности. Из них уже можно из­готавливать струны, но, как известно, монолитные струны об­ладают некоторыми недостатками, главным из которых явля­ется ломкость при изгибе. Поэтому из исходных материалов делают только тонкие нити, которые затем сплетают в различ­ных сочетаниях, склеивают смолой, покрывают слоями из син­тетических пленок и получают струны. Конечно же параметры полученных таким способом струн зависят не только от ис­ходного материала, но и от технологии их изготовления, то есть от наличия основного волокна (ядра), количества скру­чиваемых нитей в струне, угла скручивания, типа склеиваю­щей смолы, количества и материала слоев покрытий. Если подсчитать число сочетаний из всех этих технологий по коли­честву исходных материалов, то получится цифра с несколь­кими нулями. Вот почему мы наблюдаем такое разнообразие композиционных струн (соответственно, их качеств и цен) при весьма ограниченном наборе исходных материалов для их про­изводства (не более четырех).

К этому громадному разнообразию синтетических струн не­обходимо прибавить еще и струны из естественных исходных материалов (natural gut), в качестве которых служат кишки домашних животных (в основном, коров). Процесс изготовле­ния следующий: серозные оболочки тонких кишок, отличаю­щиеся прочностью и эластичностью, разрезают на несколько длинных полос, которые сплетают в один жгут. Затем этот жгут высушивают, полируют и покрывают слоем (или слоя­ми) из синтетической пленки, из-за наличия которых нату­ральные струны тоже можно отнести к классу композицион­ных. В советские времена такие струны называли кетгутом (тер­мин спорный, т.к. кетгутом принято называть хирургические нити). Теперь в СНГ натуральные струны не производят (по непонятным причинам; возможно, более выгодно использо­вать кишки в колбасном производстве), а иностранные произ­водители продают их по очень высокой цене и обозначают их «natural gut» (не путать с «synthetic gut»). Надо заметить, что профессиональные теннисисты предпочитают кетгут из-за его особых свойств, отличных от свойств синтетических струн. Свойства кетгута рассмотрим совместно со свойствами обыч­ных синтетических струн, к чему сейчас и приступим.

Будем рассматривать только монолитные струны (за исклю­чением кетгута, конечно), так как всякие составные (компози­ционные) струны из-за влияния технологии их изготовления так изменяют свои свойства, что становиться не ясным, то ли это свойство материала струны, то ли это свойство, получив­шееся в результате технологии изготовления струны. Для ис­ключения влияния толщины струн при их сравнении будем рассматривать удельные величины параметров, то есть на еди­ницу площади поперечного сечения струны (в отдельных слу­чаях будем сравнивать струны одного диаметра). Надо заме­тить, что производители струн не предоставляют покупателям информацию о технологии производства струн (это коммер­ческая тайна), зачастую не обозначается даже материал стру­ны, а вместо диаметра пишется т.н. калибр (gauge). Для пере­хода от gauge к диаметру в миллиметрах можно использовать таблицу 3.1.

Таблица 3.1

Калибр (Gauge) Диаметр
США ЕВРОПА ДЮЙМЫ МИЛЛИМЕТРЫ
13 12 0,065-0,071 1,65-1,8
14 11 0,059-0,065 1,5-1,65
15 9.5 0,056-0,059 • 1,41-1,49
15L 9 0.052 — 0.056 1.33-1.41
16 8.5 0.05-0.053 1.26-1.34
16L 8 0.048-0.051 1.22-1.3
17 7.5 0.046 — 0.049 1.16-1.24
18 7 0.042-0.046 1.06-1.16
19 4 0.035-0.042 0.9-1.06
20 3.5 0.031 -0.035 0.8-0.9
21 3 0.028-0.031 О

1

О

00

22 2.5 0.024 — 0.028 0

1

<£>

О

 

 

Т.к. технология изготовления струн из базовых материа­лов (нейлон, полиэстер и кевлар) может значительно изме­нить свойства конечного продукта, то не имеет смысла деталь­но рассматривать весь набор физических и прочностных ха­рактеристик базовых материалов, необходимо остановиться только на их основных («фамильных») качествах, а детально рассматривать поведение струн, когда они натянуты на ракетку и находятся в рабочем состоянии, т.е. представляют струнную поверхность ракетки (СПР).

Первой и самой понятной характеристикой струны является ее прочность на разрыв, то есть величина нормированной силы (на единицу площади поперечного сечения) при которой струна рвет­ся. Данные, взятые из разных источников, представлены в таб­лице 3.2 (в правой стороне для сравнения приведены аналогич­ные характеристики стали, резины и углеволокна ракеток).

Таблица 3.2

Наимено­

вание

кев­

лар

ней­

лон

поли­

эстер

zyex кет­

гут

углево-

локно

сталь каучук

резина

Предел прочности на разрыв (Кг/ кв.мм) 200-300 100 100 80 90 350 300 0,4-4
Модуль Юнга Е (Кг/кв.мм) 4000 500 1500 400 400 10000-

50000

20000 0,1-10
Коэффици­

ент

Пуассона

0.35 0.4 0.43 0.45 15 0,2 0,3 0,48-

0,5

Коэффи­

циент

жесткости

отрезка

струны

(кг/см2)

k 200 25 75 15 19   1000 0.05-

0.01

к 107-160 30-40 45-55 25        
 

 

Замечания к таблице:

  • В таблице приведены усредненные цифры для монолит­ных струн, т.е. когда струна целиком изготовлена из назван­ного материала (в зависимости от изготовителя струн разброс параметров может достигать 20%).
  • Хотя эти данные и дают некоторое представление о проч­ности струн, однако струны чаще рвутся не от усилий растяже­ния, а от перетирания, но приводить данные по характеристи­кам износостойкости рассматриваемых материалов тоже не имеет смысла, так как струны в процессе изготовления покры­ваются различными абразивоустойчивыми покрытиями, кото­рые, в конечном счете, и определяют их стойкость к перетира­нию.
  • В данной таблице приведены модули Юнга Е исследуе­мых материалов. Читателей не должно смущать одинаковые единицы измерения удельной силы разрыва и модуля Юнга. Просто при определении последнего удельная сила F/S (S — поперечное сечение струны) делится на безразмерную величи­ну — коэффициент удлинения материала при приложении к нему данной силы, который равен отношению приращения длины струны к ее начальной длине AL/L. Естественно, чем меньше A L, тем выше модуль Юнга.

 

(3.1)

  • Коэффициент Пуассона — это отношение уменьшения диаметра струны к приращению длины под усилием растяжки.
  • Продольная жесткость отрезка струны к = F/AL вычисля­лась с помощью известного закона Гука AL/L = F/ES, к = ES/L для струны длинной 30 см и площадью сечения S = 1,5 кв.мм. Динамическая жесткость отрезка струны kd взята из [2].

О чем говорят эти данные? Только о том, что синтетичес­кие струны весьма прочные и могут выдерживать тройные уси­лия натяжки современных ракеток, то есть превышающие 90кг/ кв.мм. Единственный материал, который не удовлетворяет этим требованиям, это Zyex, поэтому мы не будем его анализиро­вать. Конечно же, главным параметром струн является не проч­ность на разрыв (хотя и она важна), а эластичность, за кото­рую идет упорная борьба разработчиков и производителей. Для того чтобы понять, что скрывается под термином «эластич­ность», давайте обратимся к такому нелюбимому всеми сту­дентами мира предмету как сопромат, называемому ими не иначе как «сопромуть». Согласно теории сопромата все веще­ства в природе под воздействием напряжений проявляют свой­ства упругости и пластичности. Свойство упругости — это спо­собность твердого вещества полностью восстанавливать свое первоначальное состояние после снятия напряжения. Плас­тичность же — это свойство материала изменять свою форму под воздействием напряжения и не возвращаться в прежнее состояние после прекращения действия напряжения. Так вот, эластичность струн заключается в том, что под воздействием ра­стягивающего усилия они удлиняются, а после снятия его воз­вращаются почти к первоначальной длине. Если бы не было это­го «почти», то струны были бы абсолютно упругим материалом.

Как определить степень пластичности струн? Если мы возьмем струну длиной 100 см и подвесим к ней груз в 50кг, то она удлинится (допустим, на 10 см). После снятия усилия струна примет какую-то длину, скажем, 102 см. Следователь­но, данная струна удлиняется под воздействием усилия в 50кг на 10%, причем 8% составляет упругость, а 2% — пластич­ность. Таким образом AUL — ALy/L + ALn/L, где ALy/L — относи­тельное удлинение упругой составляющей струны при данном усилии растяжения, a ALn/L — относительное удлинение пла­стической составляющей струны при данном усилии растяже­ния.

 

Кажется эти проценты (или их соотношение ALy/ALn) и мож­но было бы отнести к параметрам данной струны, предвари­тельно нормировав усилие на единицу площади ее поперечно­го сечения. Но не все так просто в этом сложном мире. Ока­зывается, удлинение сильно зависит от длительности приложенного усилия, то есть с увеличением длительности дейсп ия усилия процент, обусловленный пластичностью, зна­чительно увеличивается, причем нелинейно. И все это еще зависит от температуры окружающей среды, влажности, дав­ления, скорости изменения нагрузки и т.д. и т.п. Поэтому казалось бы простой вопрос измерения и паспортизации элас­тичности струн превращается в достаточно сложную пробле­му, теоретически не решенную до настоящего времени. А ког­да нет объективных критериев точной оценки физических па­раметров какого-либо предмета или процесса, то вступают в силу т.н. психофизические параметры (иначе говоря, парамет­ры оценивают по ощущению). Тогда и появляются такие выра­жения как «струны умерли» или «струны хорошо чувствуют мяч», «мягкое ощущение в руке», «хороший контроль мяча» и т.п. Большинство этих качеств, декларируемых фирмами-про- изводителями, как говорится, «от лукавого». Если вес челове­ка измеряется весьма точно на весах, то психофизические поня­тие «худой» или «полный» имеет вполне определенный число­вой показатель. Теннисисты же, не имея цифрового эквивалента эластичности струн, оценивают их по ощущению (feel).

Попытаемся как-то связать эти ощущения с физическими характеристиками основных материалов струн. Продолжим эксперимент с подвешенным к струне грузом, рассмотренный выше. Если произвести измерение длины струны после деся­тиминутного висения груза, то ее длина увеличится еще на некоторую величину, через 20 минут ее длина будет порядка 13 см., через час — 13,5 см., через сутки 13, 7 см. Далее при­рост будет уменьшатся и уменьшатся. Если в какой-либо из этих моментов мы отвяжем груз от струны то ее длина сокра­тится приблизительно на 8%. Это говорит о том, что упругая составляющая струны при данном усилии растяжки практи­чески не изменяется с временем (A Ly/L = const), в то время как пластическая составляющая монотонно растет, причем по закону близкому к экспоненциальному. Конечно же, данные цифры будут зависеть от материала струны, но, в общем, ха­рактер поведения струн под нагрузкой будет одинаков для всех материалов (в том числе и для кетгута, и для композицион-

ных струн). Физически этот феномен объясняют так: упругая составляющая струны определяется вытягиванием (и, соответ­ственно, восстановлением при снятии нагрузки) цепочек по­лимерных молекул, а пластическая составляющая — их сколь­жением друг относительно друга при растягивании струны. Иногда говорят, что упругость определяется кристаллической составляющей струны, а пластичность — аморфной.

Следствием этого «беспредела» струн является то, что их параметры (все без исключения) измеряются при определен­ных скоростях приложенной силы и определенном времени наблюдения (не превышающем 5 сек). При уменьшении ско­рости роста приложенной к струнам силы или/и увеличении времени наблюдения параметры начнут «ползти», т.е. изме­нять свои значения.

Однако все эти теоретические построения мало интересуют теннисистов и стрингеров. Им нужно знать поведение струн на ракетке, например, насколько падает со временем натяжка и абсолютные величины этого падения; как СПР реагирует на импульсные (ударные) нагрузки и, соответственно, числовые характеристики ее упругости (жесткости).

Так как усилие натяжения струн на ракетке падает исклю­чительно по «вине» пластической деформации, то кривую па­дения натяжения можно аппроксимировать той же экспонен­той, что и пластическую деформацию растяжения. Тогда отно­сительная величина падения натяжения струн на ракетке (AF/Fh) запишется следующим образом:

)

где: N = AFmax/FH — максимально возможное относительное падение натяжения данной струны при данном начальном уси­лии растяжения Рн и t = ■»;

т- постоянная времени данной струны, т.е время, за кото­рое падение натяжения данной струны при данном начальном усилии растяжения Fh достигнет 90% максимально возможно­го падения натяжения N;

AF — падения усилия натяжения струны на ракетке за вре­мя t.

В таблице 3.3 приводятся значения параметров N (в процен­тах) для монолитных струн из основных материалов димет­ром 1.38 мм.

Таблица 3.3

Тип струн кевлар Нейлон полиэстер кетгут
N (%) 10 — 20 15 20 12

 

 

 

 

Замечания по таблице.

  • Величины, представленные в таблице измерены для ти­пичных значений Fh = 28кг, L = 30 см, t »т.
  • Величины имеют разброс плюс-минус 20% в зависимости от производителя струн. Для композиционных струн разброс может достигать плюс-минус 50%.
  • Кетгут имеет наименьшую величину N = &Fmax/FH из всех струн, поэтому струны из него имеет наименьшую пласти­ческую составляющую, то есть не сильно «ползут» со време­нем. А так как кетгут имеет и самый низкий модуль Юнга (см. табл.3.2), то, следовательно, при импульсных нагрузках (уда­ры по мячу) натуральные струны растягиваются больше синте­тических, обеспечивая наивысшую из всех струн упругую со­ставляющую растяжения — источник хорошего ощущения при ударах. Правда, есть разновидности кевлара, которые вытяги­ваются меньше кетгута, но они имеют настолько высокий мо­дуль Юнга, что практически не растягиваются при ударах по мячу (ощущение удара доской), поэтому из-за своей большой жесткости не годятся для струн.

Теперь перейдем к изучению свойств СПР.

Updated: 16 августа, 2022 — 09:53

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Александрийский теннисный клуб © 2018 - 2019

Карта сайта