Наибольшая средняя общая длительность гейма, то есть время игры и время пауз, была в 30-е годы. Наибольшим было и чистое время игры — в среднем 72 секунды. За это время спортсмены успевали в среднем разыграть 6 очков, каждое в среднем длительностью 12 секунд. Сделать по 18 ударов и пробежать около 35 м. Моторная плотность игры была высока — 60%, общая же интенсивность ее находилась на низком уровне. Об этом свидетельствуют темп игры равный 15 уд/мин и расстояние, пробегаемое игроком для выполнения одного удара (2,5 м).
Если все выполненные удары в гейме и расстояние, которое преодолел игрок, чтобы их совершить, отнести к чистому времени игры, то получим некий коэффициент интенсивности . двигательной активности теннисистов (КДА). В 30-е годы он был равен 8,75 м-уд/с.
60^-е годы были годами бурного прогресса советских теннисистов. Они принимали участие в таких крупнейших .международных соревнованиях, как Уимблдонский турнир, открытое первенство Франции, Италии, и имели в личном активе победы над игроками экстракласса.
Анна Дмитриева первой из советских теннисисток стала финалисткой юношеского турнира Уимблдона, а чуть позже завоевала первую в истории советского тенниса медаль в Уимблдоне —в паре с Джуди Тегарт стала бронзовым призером.
Галина Бакшеева дважды побеждала в финале юношеского турнира Уимблдона. Яркие победы над ведущими игроками мира одерживал Александр Метревели.
Эти победы стали возможны благодаря тому, что к тем годам советские теннисисты резко изменили стиль игры. Они ‘ осваивали совершенно новую для себя манеру, диктуемую условиями игры на кортах с травяным, быстрым, покрытием. Нужно было научиться играть у .сетки, выходить к сетке с’ подачи, принимать мощную подачу, обводить игрока, рвущегося после мощной подачи к сетке.
Изменения стиля игры не замедлили сказаться на ее параметрах. Общая длительность гейма несколько уменьшилась из-за резкого снижения чистого времени игры. Значительно возрос темп игры (до 20 уд/мин), так как большую часть ударов теннисисты стали выполнять с лёта. Длительность розыгрыша.очка сократилась в среднем до 7,5 секунды. Однако игроки стали преодолевать за гейм гораздо большее расстояние — в среднем до 61 м. Это можно объяснить тем, что на фоне всех передвижений игроки стали выполнять рывки вперед к сетке для завершения розыгрыша ударом с лёта. И, несмотря на то что моторная плотность снизилась до 40%, коэффициент двигательной активности возрос до 20,41 м-уд/сек. Затраты во время розыгрыша очка были настолько велики, что для продолжения игры необходимы стали увеличенные паузы. Они удлинились почти на 20 секунд, составив в среднем 67,8 секунды.
Шли годы, оттачивали свое мастерство и наши ведущие игроки, ярким лидером которых стал Александр Метревели. Во встречах с сильнейшими теннисистами мира он стабильно демонстрировал блестящую игру. На его счету победы
над Д. Ньюкомбом, М. Риссеном, О. Паруном, Т. Оккером.
У женщин юная Ольга Морозова приняла эстафету от Анны Дмитриевой и Галины Бакшеевой. Именно с именами Ольги Морозовой и Александра Метревели связаны самые . значительные победы советских теннисистов. Они первыми из наших спортсменов играли в финале Уимблдона. Причем О. Морозовой для этого пришлось сломить сопротивление Билли Джин Кинг и Вирджинии Узйд. В активе О. Морозовой победы и над И. Гулагонг. В 1974 и 1975 гг. О. Морозова и А. Метревели вошли в десятки сильнейших игроков мира, включающих и сильнейших теннисистов-профессиона- лов. В 1974 г. советская команда впервые вышла в полуфинал розыгрыша Кубка Дэвиса. Этих побед наши ведущие теннисисты сумели добиться благодаря умению вести игру в астроатакующем стиле, игру, основанную на атлетической подготовленности.
Равняясь на лидеров, совершенствовали свою игру Т. Какулня, А. Волков, В. Коротков и более молодые Н. Чмьїрева, В. Борисов, К. Пугаез, А. Богомолов и другие. Наталья Чмырева, например, в 1975 г. выиграла три крупнейших международных соревнования среди девушек — открытые первенства США, Австралии и Уимблдонский турнир.
А как изменились параметры игры? Общая длительность гейма сократилась — стала в среднем 109,3 секунды, хотя чистое время игры несколько увеличилось — 46,8 секунды. Сократилось общее время пауз внутри гейма. На фоне увеличения времени розыгрыша очка (до 7,8 с) возрос темп игры-(22 уд/мнн), а также расстояние, пробегаемое теннисистом- за гейм (90 м). Почти з полтора раза увеличилась двигательная активность игроков (34,61- Моторная же плотность не только не
снизилась, но даже несколько увеличилась — в среднем стала составлять 42%.
Значение этих параметров при игре на быстром покрытии выглядит несколько иначе, чем на грунтовом. Меньше чистое время игры, количество ударов, выполняемых каждым игроком в течение гейма, также меньше (11), но выполняют их в значительно более высоком темпе (25 уд/мин). Расстояние, пробегаемое теннисистом для выполнения одного удара, в среднем 4 м. Значительно меньше длительность розыгрыша очка по сравнению с тем же показателем на медленных кортах. Моторная плотность чуть меньше — 30%. Необходимость удлиненных пауз можно связать с повышенной интенсивностью розыгрыша очка и общей двигательной активностью равной s
44 м с^я— . Приведенные значения параметров гейма характеризуют игру наших теннисистов на внутренних соревнованиях.
Все это говорит о том, что играть в столь остронаступательный теннис могут лишь хорошо подготовленные и физически развитые игроки. Таким образом, следует продолжать курс на атлетизм наряду с совершенствованием технической н тактической подготовленности.
Время идет, и в стиле ведущих теннисистов мира происходят дальнейшие хїзмєкєкия. Как изменялся в последнее десятилетие стиль игры, а следовательно, и параметры игры, можно проследить по данным чехословацких исследователей. Они условно делят игроков на три категории: Л, В и С, К первой категории относят, теннисистов, играющих по принципу «подача-сетка», ко второй — играющих универсально, по всему корту, к третьей — предпочитающих играть у задней линии.
В 1970 г. два игрока десятки относились к категории А. В 1980 г. только один теннисист придерживался этого стиля игры и один сочетал игру «подача-сетка» с игрой по всему корту. Семь игроков мирозой десятки в 1970 г. в основном придерживались универсального стиля, то есть игры по всей площадке. В 1980 г. игроков такого стиля з мировой десятке осталось трое. Лишь один теннисист, игравший с задней линии, попал в 1970 г. в десятку мира, в то время как в 1980 г. таких игроков стало трое и два игрока сочетали игру с задней линии с игрой по всему корту.
Таким образом,, к 1980 г. ведущие позиции з мировом теннисе занимали игроки, предпочитавшие игру либо с задней линии, либо по всей площадке, отличавшиеся в основном стабильными и эффективными ударами по отскочившему мячу.
Пять лет подряд не знал поражений в Уимблдоне яркий представитель этого стиля швед Бьёрн Борг, отличавшийся очень специфичными ударами справа и слева по отскочившему мячу. По существу, им было найдено острое контратакующее оружие против существовавшего стиля игры «сильная подача — сетка». Этим оружием явились сильные сверхкрученые удары справа и слева (причем удар слева Борг выполнял двумя руками), «с помощью которых можно вести атаку с задней линии, готовить выход вперед, а главное — обводить игрока, стоящего у сетки. Теперь не все игроки после подачи устремляются вперед для завершения очка ударом с лёта даже на быстрых кортах. Многие ведущие игроки мира, такие, как Коннорс, Вилас, Соломон, Рамирес, не считая самого Борга, часто остаются на задней линии и
выигрывают, выполняя точные, острые, с сильным вращением удары с отскока.
Этот стиль игры ведущих теннисистов мира оказал влияние и на игру наших мастеров. Многие игроки перешли на выполнение ударов слева двумя руками, достигнув в этом немалого совершенства (особенно В. Борисов), освоили сверхкрученые удары. Изменили и тактику игры, перенеся основной акцент на игру с задней линии и выход к сетке для завершения очка лишь после основательной- предварительной подготовки ударами с отскока. Произошли изменения и в параметрах игры. Увеличилось чистое время игры в гейме, а также темп игры и количество ударов в гейме. Удлинилось время розыгрыша одного очка. В правилах соревнований произошли некоторые изменения. Теперь по-і еле каждого розыгрыша очка теннисист имеет право на 30-секундный отдых. Поэтому моторная плотность гейма- несколько потеряла свою информативную ценность.
Таким образом, несмотря на возрастающий темп игры, количество ударов в розыгрыше очка не только не снижается, но имеет тенденцию к увеличению. А это значит, что мячи, ■ бывшие ранее неотразимыми, в настоящее время достают и-і отыгрывают на сторону противника по «точному адресу». ‘
Но время не стоит на месте. Шел поиск тактики, а следо- і вательно, и техники выполнения ударов, с помощью! которых можно добиться победы над теннисистами, пред-? почитающими в основном играть с задней линии, ибо, победить, ничего не меняя в стиле игры, просто нереально.1 Каким арсеналом.техыических средств и какими качествами! должен обладать теннисист, чтобы сломить натиск игроков,! отдающих предпочтение игре с задней линии? Ответ на этот| вопрос отчасти может дать анализ финального ‘матча! Уимблдонского турнира 1981 г., в котором американцу! Джону Маккнрою удалось одержать победу над- прославлен-? ным шведом Бьёрном Боргом. Мы не будем касаться! вариативности, стабильности и эффективности технических! приемов финалистов. Об этом- речь впереди. Дадим лишь! характеристику некоторых параметров этой игры.
Матч состоял из четырех партий и длился 3 часа? 21 минуту. За это время было сыграно 46 геймов, так что в! среднем общая длительность одного гейма составляла! 4,37 минуты. Темп розыгрыша очка на подаче Борга был! меньше,, чем на подаче Макинроя, — соответственно 26 Щ 33 удара в минуту. Это и понятно, поскольку Макинрой? после подачи шел к сетке, стремясь завершить розыгрыш! очка с лёта. И за весь матч ок лишь раз изменил своей такти-! ке. Что касается Борга, то он достаточно часто после подачи!
ю
оставался ка задней линии. В среднем темп игры в матче составил 29.5 уд/мин.
Таким образом, в настоящее время можно говорить о том, что характерной чертой современного тенниса является увеличение темпа игры при более длительном розыгрыше очка и большем количестве выполняемых ударов (рис. 1). Надеяться на успех в теннисе может лишь игрок, способный вести игру по принципу «подача — сетка» в сочетании с игрой на задней линии и по всей площадке.