Невозможно точно предугадать характер, количество и последовательность действий, которые спортсмен должен будет выполнить в течение матча. Это зависит от технической подготовленности игрока, уровня его мастерства, а также тактического плана, которого будут придерживаться противники во время матча. На кортах е медленным покрытием наибольший объем двигательных действий у игроков высокой квалификации составляет 330—340 ударов в час, на быстром покрытии — 430—460.
Если принять все ударные действия, выполняемые игроками во время матча, за 100%, то оптимальное распределение по видам ударов в процентах для игроков, придерживающихся игры по всей площадке, должно быть следующим-.
Таблица 2
Распределение видов, ударов (%)
П
|
Как видим, около трети всех ударов (на быстрых > покрытиях — немногим более, на медленных — немногим • менее) составляет подача. Половина всех ударов приходится — на удары с отскока. Это еще раз свидетельствует о том, ? что не может и не должно быть резкого, диаметрально противоположного изменения в стиле игры. Если до Ї980 г. многие., ведущие игроки мира добивались успеха в основном играя с задней линии, то в настоящее время делать акцент только на игре у сетки нельзя. Надо сохранить мощную, стабильную, эффективную игру с задней линии и добавить еще более стабильную (поскольку усилилась обводка), мощную и эффективную игру у сетки.
Именно это и подсказывают сухие цифры статистики. Удары о лёта при игре на быстром покрытии, естественно, будут встречаться чаще, чем на медленном. Остальным | ударам — с пояулёта, свечам и укороченным — отводится й лишь 3—6% от общего- количества ударов. Это и понятно.
В игре на быстром покрытии укороченные удары не очень эффективны, поскольку мяч отскакивает высоко. Свечи же на медленном покрытии догоняют, ударами с. полулёта трудно точно обводить и тем более мощно нападать. Хотя в отдельных случаях их применение, безусловно, способствует увеличению темпа игры.
Интересно проследить за распределением всех ударов по видам (вариативность) у теннисистов разной квалификации.
Таблица 3
Распределение ударов у теннисистов различной квалификации ‘.(медленное покрытие, %)
|
Количество подач ‘ советских игреков существенно отличается от аналогичного показателя ведущих теннисистов мира и оптимального значения, приходящегося на этот вид удара от общего количества выполняемых ударов. Подобное различие можно объяснить большим количеством ударов при розыгрыше очка. Причем эти удары выполняют в основном с отско’ка, о чем свидетельствует доля выполкяе- 1 мых ударов с отскока, которая по своему значению далека оті
аналогичного показателя ведущих игроков. С ростом мастерства, как видно из табл. 4, увеличивается и доля ударов, выполняемых -с лёта. Наши теннисисты используют эти удары в 2 раза реже, нежели ведущие теннисисты мира.’ По мере роста Мастерства чаще начинают использовать удары с полулёта, укороченные и свечи, несмотря на то что доля их от общего количества ударов весьма незначительна (менее .6%).
Несколько иначе представлены различные удары при игре на быстром покрытии.
Таблица 4
Распределение ударов у теннисистов различней квалификации — {быстрое покрытие, %)
|
Как видим, с ростом мастерства имеется тенденция к снижению доли подач до определенного уровня. Это свидетельствует, с одной стороны, о высокой эффективности выполнения данного приема, с другой — о небольшом количестве ударов при розыгрыше одного очка, ибо на все остальные удары, приходится около 70% всех ударов. После выполнения подачи игроки делают в среднем два, максимум три удара. Какие же это удары? Менее половины составляют удары с задней линии, удары с лёта составляют до 25%. Так, у ведущих игроков Чехословакии, выигравших Кубок Дэвиса, соотношение ударов с отскока и ударов с лёта составляет- 2:1, у победителя Уимблдонского турнира 1981 г. Макинроя 2:1; то есть на каждые два удара с отскока приходится один удар с лёта. У Борга это соотношение равно 5 : 1, у наших теннисистов — примерно 7:1. Иными словами, скопировав внешнюю манеру игры Борга, они не смогли довести выполнение ударов с отскока до такой же, как у Борга, стабильности и эффективности.
Как правило, большинство ударов теннисисты выполняют в движении. По данным, представленным на международной конференции в 1978 г., в 47% случаев игроки бегут
вперед, в 48% случаев — в стороны, 5% составляет бег назад. Мы решили несколько уточнить совершаемые теннисистами передвижения. Были выделены передвижения вперед, вперед-вправо, вперед-влево, направо, налево, назад, назад-направо, назад-налево, а также перемещения по дуге. Исследования, проведенные, под руководством автора, И. Корбут и Ю. Федоренковой, показали, что в среднем 16% всех перемещений приходится на бег вперед, ІЗ — на бег вперед-направо, І7— на бег направо, 18 —на бег налево, 12 — на бег вперед-налево, 5 — на бег назад, 10 — на бег назад- налево, 7 — на бег назад-направо и 1% — на бег по дуге.
Все передвижения игрока по цлощадке зависят от того, куда послан мяч противником, а также от решения, принятого самим спортсменом, — оставаться на задней линии или выходить вперед к сетке. Из приведенных данных можно сделать вывод,’что спортсмены чаще выходят к сетке после ударов справа, обводят же чаще под удары слева, заставляя соперников перемещаться чаще назад-влево, чем назад-вправо, что, в свою очередь, свидетельствует о различиях в умении игроков выполнять технические йриемы.
Передвижения теннисиста по площадке напоминают бег по ломаной линии с очень быстрым началом, каждого нового перемещения и мгновенными остановками. Отрезки, которые приходится преодолевать игроку, различны по своей длине. Установлено, что длина отрезков колеблется от 0,5 до 19 м. Чаще всего спортсмены преодолевают отрезки до 5 м. На шїх приходится в среднем 57% всех перемещений. На долю перемещений от 5,5 до ‘ 10 м приходится 22%, остальные — на перемещения большей длительности.