За 20-50 лет обычная тренировка теннисиста, «высмеянная в книгах Тимоти Гэллуэй» почти не изменилась:
— тренер подает из корзины мячи какому-нибудь бизнесмену средней руки или чуть повыше(а кто еще позволит себе такого тренера?), по дороге делает комплименты и поправляет кучей советов, т.к. в процессе то ноги-то руки-то ракетка обязательно где-то не так встанут у ученика! Все довольны успехами — тренер своим участием в процессе и гонораром за тренировку, ученик получает в меру комплиментов, немного прогрессирует: ведь как бы мы с ракеткой и мячем не занимались, по любому какой-то прогресс будет! Но так ли он эффективен? Допустим задача у ученика поднять свой уровень игры, повысить авторитет в глазах приятелей по игре — кстати типичная задача мужчин! Но часто не женщин — комфортное, эмоциональное общение у женщин всё таки приоритетно, а не результаты…
Как мужчинам(и возможно некоторым женщинам) эффективно повысить свои навыки в игре?
Стенка, стенка и еще раз стенка с «пустой головой»! Это я сторонник, но многие хотят общения и сравнивают стенку с безалкогольной водкой и резиновой женщиной)))
Тогда уже писал — разнообразные игроки-спаринги! С пустой головой, незначимые игры без страдания самолюбия при проигрыше, пусть всё идет естественным чередом(без чрезмерных советов и наставлений!)
А какой это удар по тренерству и их самолюбию! Особенно, если попадаются ученики, которые под давлением тренерских советов еще хуже играют! В этом-то и секрет эффективного обучения! Если человеку в приоритете комфорт, общение и просто развлечение — подавать ему с корзины, сопровождая комплиментами успеха… Если ему в приоритете необходимо поднять уровень игры — то для тренера более трудная задача, я бы играл с разнообразной игрой с таким учеником например(и сам бы учился — т.к. чувствую ЖПСом что теннису мне лично надо всю жизнь учится): то резанными, то прямыми то «топспиновыми» мячами посетово, то в ученика строго, то винерами — т.е. ответ выше — разноообразные соперники!
Поэтому хороший спаринг — это тот, кто сможет имитировать разнообразную игру!
Вот тут я начал понимать то, что должны знать все приличные тренеры
и хорошие ученики: образы всегда лучше слов, показ лучше, чем рассказ, слишком много советов еще хуже, чем их полное отсутствие, а чрезмерное усердие зачастую приводит к отрицательным результатам. Неясным оставался один вопрос: а при чем здесь усердие? И что значит чрезмерное усердие?
Тимоти Гэллуэй
Далее полное цитирование Тимоти Гэллуэй:
Игра без мозгов
Подумайте, что делается в голове у игрока, про которого говорят, что он сейчас «в ударе». Разве он думает о том, как каждый раз бить по мячу? Да и думает ли он вообще? Вспомним, как обычно описывают такую игру:
«Да он просто с ума сошел!», «Он не ведает, что творит!», «Парень без тормозов!», «Он на автопилоте!» Все эти оценки объединяет констатация того факта, что спортсмен играет, не включая в работу какую-то область своего сознания. Подобные ремарки можно услышать применительно почти ко всем видам спорта, а лучшие из спортсменов и сами понимают, что в спорте, если думать о том, что делаешь, на лад дело, скорее всего, не пойдет.
Разумеется, играть бессознательно — не значит играть, вообще не пользуясь собственным сознанием. Такое поведение было бы весьма затруднительным! Когда настоящий мастер играет «в бессознательном состоянии», он прекрасно видит и мяч, и корт, и, при необходимости, своего противника. Просто в голове у него не крутятся команды, советы, размышления о том, как бить по мячу, как исправлять допущенные ошибки и повторять успешные действия. Он в сознании, но не рассуждает. Не усердствует. Пребывая в подобном состоянии, спортсмен знает, куда следует послать мяч, но ему совсем не нужно «стараться», чтобы он туда полетел. Оно происходит само собой и зачастую точнее, чем даже рассчитываешь. Спортсмен как бы погружен в поток действий. Этот поток вроде и требует от спортсмена его энергии, но воздает сторицей — и в силе, и в точности. Это состояние вдохновения обычно заканчивается именно в тот момент, когда начинаешь о нем думать и пытаешься сознательно его удержать. Только попробуй управлять этим потоком, и поток сразу выбросит тебя из своего лона.
Эту теорию очень легко проверить — если вы, конечно, решитесь на такое поведение, которое не назовешь слишком уж благородным. В следующий раз, когда вы почувствуете, что на вашего партнера по игре вдруг снизошло описанное выше вдохновение, попробуйте, проходя мимо него в перерыве между сетами, как бы между делом спросить: «Слушай, Джо, что с тобой случилось? Ты сегодня просто классно играешь!» Если ваш противник заглотит наживку — а это будет почти наверняка — и начнет думать, как он сегодня машет ракеткой, начнет формулировать ответ, как он сегодня бьет по мячу, как держит ракетку, — значит, конец! Вдохновение должно улетучиться без следа. И ритм, и пластичность исчезнут в тот же момент, когда он попытается хотя бы внутри себя их объяснить.
Но можно ли сознательным усилием ввести себя в состояние «бессознательной игры»? Как можно быть «осознанно бессознательным»? Такое состояние достижимо, хотя нас и смущает явная неувязочка в терминах. Может быть, вместо «бессознательный» лучше было бы сказать, что в таком состоянии разум игрока настолько сосредоточен, настолько сконцентрирован, что пребывает в покое. Он существует сам по себе, в то время как тело работает тоже само по себе, и бессознательные или автоматические реакции отрабатываются без вмешательства мыслительного аппарата. В полностью сосредоточенном разуме не остается места для размышлений о том, насколько правильно тело выполняет свою задачу, а уж тем более о том, как эти задачи следовало бы выполнять. Когда спортсмен входит в такое состояние, мало что может помешать его стремлению самовыражаться, познавать и получать радость.
Цель «внутренней игры» в том и состоит, чтобы получить возможность по своей инициативе достигать описанного состояния. Для этого, конечно, необходима наработка определенных внутренних навыков, но сразу считаю нужным отметить, что если, занимаясь теннисом, вы попутно будете учиться сосредоточению и вере в собственные силы, то в результате вы освоите нечто несравненно более важное, чем просто умение бить со всей дури ракеткой по мячу. Правильно поставленный удар дает преимущество только на теннисном корте, а вот навык сосредоточения без видимых усилий — это искусство будет для вас бесценным независимо от того, в какой сфере вы пожелаете его применить.