На этом этапе наших рассуждений читатель может спросить: «Как же я позволю самостоятельно совершиться удару по мячу, если, скажем, я никогда даже не держал в руках ракетку? Может, все-таки кто-то мне сначала объяснит, как ею пользоваться? Если я раньше никогда не играл в теннис, то, получается, я могу выйти на корт и пустить все на самотек?» Мой ответ прост: если ваше тело знает хотя бы, что такое удар справа, то вы смело можете все пустить на самотек. Если же не знает, то пустите на самотек процесс его самообучения.

«Второе Я» в своих действиях опирается на ту информацию, которая накопилась в его памяти о прошлых самостоятельных действиях или об увиденных действиях, которые производили окружающие. Ученик, который никогда не держал в руках ракетку, должен несколько раз ударить по мячу — так «второе Я» почувствует расстояние от центра ракетки до держащей ее руки. Каждый раз, когда вы бьете ракеткой по мячу, будь это правильные удары или неправильные, при каждом ударе компьютерная память «второго Я» фиксирует всю ценную информацию и отправляет ее на хранение для будущего использования. В процессе тренировок «второе Я» обновляет, расширяет и уточняет информацию, хранящуюся в его базе данных. Обучение идет непрерывно, «второе Я» узнает, как высоко отскакивает мяч при разных скоростях и при разной закрутке, оценивает скорость падения и скорость отражения, вычисляет место, где лучше встретить мяч, чтобы послать его в нужное место корта. Оно запоминает каждое действие и результат каждого действия, причем способность к запоминанию прямо зависит от вашей готовности и сосредоточенности. Итак, начинающий ученик должен запомнить: следует дать свободу естественному процессу обучения и забыть обо всех пошаговых инструкциях. Вы сами не поверите своим результатам.

Позвольте мне для наглядности привести примеры легкого пути обучения и пути тяжелого. Когда мне было 12 лет, меня отправили в школу танцев. Там я изучал вальс, фокстрот и другие экзотические фокусы, сохраненные с незапамятных времен. Нас учили примерно так:
«Правую ногу вот сюда, а левую сюда. Сведи ноги вместе, перенеси вес на левую ногу и сделай поворот…» Все «па» были совсем не сложными, но потребовались месяцы, прежде чем я научился танцевать, не проигрывая в голове заезженную пластинку: «Два шага налево, два шага направо, шаг вперед и два назад…» Я продумывал каждое «па», отдавал себе команду, а потом эту команду исполнял. А о том, есть ли рядом партнерша, думать было совершенно некогда. Прошло несколько месяцев, прежде чем я набрался наглости, чтобы прямо во время танца перекинуться с ней парой слов.
И ведь примерно так почти все мы осваиваем работу ногами и руками в любимом теннисе. Но только этот способ — самый медленный и болезненный. Сравните это с тем, как учится танцевать нынешний тинейджер. Он приходит на вечеринку, видит, как его приятели демонстрируют модный репертуар, и несколько часов спустя возвращается домой, уже освоив все эти танцы. А ведь то, что сейчас танцует молодежь, несравненно сложнее, чем какой-нибудь фокстрот. Представьте себе объем учебника, в котором были бы описаны все движения современных танцев! Чтобы освоить все это «по учебнику», вам потребовался бы полный семестр занятий плюс общая подготовка на уровне ученой степени. А вот пацаненок, у которого могут быть двойки по математике и английскому, осваивает все это без усилий за один вечер. Как это у него получается? Во-первых, он просто смотрит. Он не думает о том, что перед ним, не фиксирует в сознании, как левое плечо чуть приподнимается, голова дергается вперед, а ноги тем временем делают поворот. Он просто впитывает в себя визуальные впечатления. Все эти образы в обход сознания переходят прямо в распоряжение тела, и вот всего через несколько минут этот парнишка оказывается на танцплощадке, выделывая коленца, очень похожие на те, что он недавно видел. В этот момент он старается ощутить, прочувствовать, каковы увиденные движения «на ощупь». Он повторяет этот процесс несколько раз, всматриваясь, сживаясь с ощущениями, и совсем скоро танцует уже без всяких усилий — он «в теме». Если назавтра младшая сестренка спросит его, как сейчас танцуют, он ответит: «Ну, не знаю… Примерно так… Посмотри…» Интересно отметить, что, по его собственному мнению, он и знать не знает, как танцевать, потому что неспособен изложить этот навык в словах. А вот большая часть из нас, осваивающих теннис через словесные наставления, без проблем может подробнейшим образом расписать, каким должен быть удар по мячу. Проблемы у нас начинаются только тогда, когда мы пробуем бить по нему реальной
ракеткой.
Для «второго Я» одна картинка способна заменить тысячу слов. Оно обучается, наблюдая за действиями других, а также воспроизводя эти действия самостоятельно. Каждому теннисисту знакома ситуация, когда вдруг начинаешь играть, превосходя собственные способности, — и это всего лишь благодаря тому, что накануне смотрел по телевизору какой- нибудь знаменитый теннисный чемпионат. Ваша игра стала лучше не оттого, что вы успели проанализировать движения знаменитых игроков, а просто потому, что вы смотрели телевизор внимательно, но без размышлений и позволили увиденным образам беспрепятственно впитаться в ваше подсознание. И уже при следующей самостоятельной тренировке вы вдруг обнаружите, что некоторые аспекты вашей игры, такие как ритмичность, чувство мяча или уверенность в своих силах, претерпели заметные улучшения, причем без всяких сознательных усилий или руководства с вашей стороны.

Далее: Разговоры со «вторым Я», результаты, форма.

Updated: 9 января, 2019 — 11:31

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Александрийский теннисный клуб © 2018 - 2019

Карта сайта