Когда из струн «изготавливается» (т.е. натягивается) СПР, то появляются кооперативные эффекты, то есть такие качества, которых у отдельно взятых струн просто не может быть (например, размер «сладкого пятна»). СПР значительно влияет на большинство игровых параметров ракетки, поэтому стрингер, подбирающий струны и силу натяжки, как бы синтезирует свойства ракетки под требования и манеру игры конкретного игрока. Каждый стрингер тянет струны так, чтобы получить определенную силу натяжения СПР (stringbed tension), но только опытный мастер может обеспечить это натяжение с погрешностью не хуже 5%. Дело в том, что уже при натяжке продольных струн сила натяжения быстро падает (по экспоненте) приблизительно на 10%. Затем при протягивании поперечных струн сила натяжки продольных несколько увеличивается (на 2-5%) из-за переплетения. Сила натяжки поперечных струн несколько меньше чем выставляемая на станке
из-за влияния взаимного трения струн при натяжении. Есть еще несколько причин, которые изменяют силу натяжения струн (например, трение в отверстиях обода, деформация обода), в результате чего полученная величина силы натяжения СПР оказывается совсем не та, с которой тянулись данные струны, и установиться она более-менее стабильной спустя полчаса после натяжки. Далее струны все еще продолжают «ползти» (т.е. уменьшать натяжение СПР), но уже с гораздо меньшей скоростью (примерно 2% за первый месяц, 1% за второй при условии, что ракеткой не играют).
Получается следующий парадокс: стрингер, натянувший СПР, не знает получившуюся силу натяжки и не может ее измерить. Не знает, потому что в процессе натяжки постоянно происходит пластическая деформация струн. А не может измерить, потому ‘что измерители натяжения струн не измеряют непосредственно силу натяжения СПР, а фиксируют, как правило, жесткость СПР (stringbed stiffness), косвенно связанную с этим параметром. Притом каждая фирма вводит свои нормы и обозначения величин stringbed stiffness (DA, RA), окончательно запутывая теннисиста.
К приборам, измеряющим жесткость СПР мы вернемся несколько позже, а сейчас попытаемся ответить на такой вполне резонный вопрос: возможно ли найти аналитическую зависимость жесткости СПР от силы натяжки Fh струн? (Жесткость СПР измеряется в величине силы, которая будучи приложенной перпендикулярно к центру СПР, отклоняет его на один сантиметр). Для решения поставленной задачи рассмотрим упрощенную модель СПР, т.е. две центральные струны СПР, на которые действует перпендикулярная сила F (рис.3.1).
На рис. 3.1 обозначены:
L1 — длина продольной струны СПР без нагрузки;
L2 — длина продольной струны СПР удлинившейся под нагрузкой F;
F — нагрузка на струны, возникающая в момент удара мяча о СПР;
А у — отклонение СПР под влиянием нагрузки F;
ср, в — углы отклонения струн от первоначального состояния (соответственно для продольной и поперечной струны);
F 1 — сила натяжки продольной струны;
Ґн1 — сила натяжки поперечной струны;
Fh2 — увеличенная сила натяжки продольной струны под воздействием приложенной к ней силе F;
Fн2 — увеличенная сила натяжки поперечной струны под воздействием приложенной к ней силе F.
Исходим из соотношения кспр = F/Ay, в котором кспр — коэффициент поперечной жесткости СПР, а А у — отклонение центра СПР под действием приложенной силы F. Сила F компенсируется силами натяжения СПР. Предположим, что СПР состоит из 2-х центральных струн (одна в продольном и одна в поперечном направлениях), тогда можно записать F = 2F’h2 -sine + 2 Fh2 •sirup. Учитывая, что поперечные струны тянутся с несколько меньшей силой Fh1 чем продольные Fh1, а угол в несколько больше чем угол (р, можно приближенно записать F — 4 FH2-sirup. Однако мяч при ударе растягивает не 2 центральные струны СПР, а несколько струн в пределах его диаметра, причем с силой, убывающей от центра к периферии. Предположим, что убывание Fh2 подчиняется гауссовому закону в продольном и поперечном направлении с шириной гауссоиды равной диаметру мяча, тогда получим следующее значение силы противодействия F ~ 24 Fusing). Надо учесть, что и угол (р убывает от центра к периферии. Для центральной струны можно записать Sirup = Ay/(L2/ 2), однако среднее значение Sirup с учетом уменьшения угла ср от центра к периферии будет равно Sirup ~ Ду/Ц.
Подставляя полученные соотношения в формулу для коэффициента жесткости СПР, получим кспр ~ 24 Fh2/ L2. Теперь определим L2 и измененную силу натяжения продольной струны Fh2. Из теоремы Пифагора получим L2 = L/f+(2Ay/L/;05. Разлагая корень в ряд и оставляя только 2 первых члена ряда, получим L = Lj+2Ay2/Lf. Сила натяжки Fh2 = Fh1 + AF, где AF = k-AL, a AL = L2 — L1 = 2Ay2/Lr Итак, Fh2 = Fh1 + 2k-Ay2/Lr Если применить эту формулу ко всем струнам, то необходимо
в нее подставлять длину каждой струны СПР или какую-то среднюю длину, например VS”, где S — площадь СПР. Учитывая, что L1» 2Ay2/L1 окончательно получим
‘ 2кАу2
Начнем анализ формулы. Первое, что мы видим, это линейная зависимость коэффициента поперечной жесткости СПР кспр от коэффициента продольной жесткости струны к, причем при Ау = 0 кспр0 = 24 FhJ/VS или кспрд = 24 к- AL/L1. AL1/L1 — это относительное удлинение струны при натяжке ее данной силой Fh1 (обычно 5-10%). Т. е. изначально коэффициент жесткости СПР не меньше продольной жесткости струны, которой натянута СПР.
Чтобы найти с какой скоростью растет коэффициент жесткости СПР кспр при росте продольной жесткости струны к, надо найти угол наклона а прямой к спр = m к оси абсцисс. Из уравнения 3.2 определяем а= arctg(24/(0,5(VS /Ау)2). При значениях Fh1 = 25-30 кг, Ау = 1 см и S = 600 кв. см угол наклона составляет порядка четырех градусов, что говорит о слабой зависимости кспр от к (жесткость СПР определяется, в основном, не жесткостью струн, а их количеством и силой натяжки).
Если отклонение Ау равно 0.5, 1 или 2 см, то получим следующие результаты вычислений кспр по формуле 3.2 (таблица 3.4).
Как видно из таблицы, чем жестче струны, тем быстрее растет жесткость СПР с увеличением Ау. Обратное тоже справедливо: более эластичные струны слабо увеличивают жесткость СПР при увеличении нагрузки, а это означает более качественную работу струн во время удара. Т.к. эластичная СПР больше продавливается при ударе мяча, то из этого следует:
- большее сцепление мяча со струнами и большее кручение;
- большая мощность удара; 3) более мягкий удар, т.е. лучшее ощущение (feel).
Надо заметить, что представленный анализ имеет только качественный характер, т.к. а) при расчетах были использованы характеристики монолитных струн, значительно отличающиеся от характеристик композиционных струн, которыми натягиваются СПР, б) т.к. при расчете использовались значе-
Таблица 3.4
|
ния статической жесткости струн к, то полученные величины жесткости СПР представляют собой т.н. статическую жесткость, которая характеризует отклонение центра СПР при приложении к нему стационарной силы (например, груза); динамическая жесткость (когда импульс силы длится несколько миллисекунд) можно получить, используя экспериментальные данные по динамической жесткости струн kd (таблица 3.2); в) вследствие наличия у струн пластической составляющей коэффициент жесткости СПР также будет изменяться со временем, т.е. жесткость СПР, измеренная сразу после натяжки будет со временем падать (кривая падения аналогична кривой, по которой падает к).
И, тем не менее, формула 3.2 позволяет рассчитать жесткость СПР с любыми струнами, с ободом любого размера и с любой силой натяжки продольных струн. Для этого надо знать продольную жесткость струн к, площадь СПР S и силу натяжки F г Кстати, формула позволяет рассчитать и динамическую жесткость СПР. Для этого в нее надо подставить вместо статической продольной жесткости струн к динамическую kd (таблица 3.2).
Исторически сложилось так, что теннисисты до сих пор оценивают СПР не по ее жесткости (stringbed stiffness), а по силе натяжки струн, которую устанавливает стрингер (stringbed tension). Удивительно, что, не имея измерителя силы натяжения струн в полученной СПР, профессиональный стрингер натягивает СПР с погрешностью в величине stringbed tension порядка 5%, которой оказывается достаточно для любого профессионального теннисиста, так как профи ощущают падение натяжки СПР во время игры в среднем с точностью 5-10%. (Для сравнения: любители чувствуют падение натяжки СПР в пределах 15-20%). Таким образом, если теннисист обслуживается профессиональным стрингером, то он уверен, что, заказывая, например, силу натяжки струн в 30 кг, он получит ту же жесткость СПР, к которой привык (в пределах пятипроцентной погрешности).
Как же удается стрингеру добиться такой точности? Это вопрос профессионального мастерства, которое определяется знанием, опытом и наличием современной техники натяжки струн. Главный источник неопределенности силы натяжки СПР — это пластичность струн, то есть постепенное необратимое увеличение их длины под влиянием растягивающей силы. Для нивелирования этого явления у стрингера имеются три способа: 1) предварительная вытяжка струн, 2) натяжка струн с завышенным усилием (ровно настолько, насколько потом сядут струны) и 3) т.н. натяжка с выдержкой (т.е. каждую струну после вытягивания выдерживают 1-2 минуты, а уже потом фиксируют). В общем, так или иначе, стрингеры удачно справляются с «капризами» струн и точность, которую они обеспечивают при натяжке, удовлетворяет теннисистов.
Единственно, чем такой подход плох, это то, что с переходом на другой тип струн или другую модель ракетки, заказанная стрингеру прежняя сила натяжки струн Fh1 не всегда будет давать прежнюю жесткость СПР, к которой теннисист привык и которая оптимальна для его игры. Поэтому теннисисту наряду с силой натяжки струн, надо обязательно знать и жесткость СПР (stringbed stiffness), которой он играет (эту характеристику СПР должен измерять любой профессиональный стрингер), и при смене типа струн или модели ракетки заказывать стрингеру обеспечить не силу натяжки Fh1, а прежнюю жесткость СПР, а стрингер уж вычислит необходимую силу натяжки для данной жесткости (имеются таблицы, определяющие силу натяжки любой струны для получения заданной жесткости СПР). Искусство и профессионализм стрингера определяется не только умением натянуть СПР с заданной жесткостью, но и умением распределять силу натяжки продоль
ных и поперечных струн для предотвращения их преждевременного перетирания, умением подбирать струны, комбинировать их по необходимости, умением измерять параметры СПР на любом этапе ее существования (сразу после натяжки, спустя сутки или нескольких месяцев), а также многими другими качествами (например, скоростью натяжки).
В настоящее время жесткость СПР нормируется по классам отдельно для женщин и мужчин (таблица 3.5 и 3.6).
Таблица 3.5.
Жесткость
СПР |
Очень
мягкая |
Мягкая | Средняя | Жесткая | Очень
жесткая |
Кг на 1 см отклонения | 25-28 | 28-31 | 31-34 | 34-37 | 37-40 |
Жесткость СПР для женщин |
Таблица 3.6. |
Жесткость СПР для мужчин
|
Стрингеры измеряют жесткость СПР очень просто: они продавливают динамометром центр СПР на величину один сантиметр и считывают показания динамометра. Это статическая жесткость СПР. Существуют и специализированные приборы для измерения жесткости СПР, как механические, так и электронные. Последние основаны на зависимости жесткости СПР от ее резонансной частоты вибраций. К таким приборам относятся измеритель STRINGLAB фирмы STRINGWAY, внешний вид которого и расположение его на СПР при измерении показано на рис. 3.2.
Измеритель STRINGLAB, а также приборы ERT 700,
ERT 300 измеряют т.н. динамическую жесткость СПР Dynamic Tension (DT) в искусственных единицах (килопондах). Динамическая жесткость в килопондах — это то усилие, с которым мяч продавливает СПР на 1 см.
Эти приборы вместе с величиной жесткости СПР выдают и величину силы натяжки СПР (stringbed tension), пересчитываемую по определенным формулам. Однако большую точность обратного пересчета изготовители не гарантируют (10-20% для определенного набора струн и размеров головок ракеток). Так что теннисистам так или иначе придется привыкать к нормированию жесткости СПР, а не силы ее натяжки, и контролировать жесткость СПР не постукиванием ею по ладони, а прибором. Такой объективный контроль жесткости СПР своей ракетки позволяет теннисисту набирать статистику скорости падения жесткости СПР по различным струнам, которые он использует, подбирать оптимальные струны и участвовать в обсуждении этой статистики в специализированном форуме http://www.stringforum.net/, где помещают много интересного о струнах.
Падение жесткости СПР — это естественный процесс, обусловленный самой природой углеродных волокон и струн, изготавливаемых их них. После натяжки СПР спустя несколько тренировок или игр, от теннисистов можно услышать жалобы, что струны «сели» или вообще «умерли». На теннисном сленге это означает, что сила натяжения СПР значительно снизилась. Попробуем разобраться и с этим явлением.
Во время удара ракеткой по мячу на СПР действует растягивающее усилие, назовем его динамическим Fd = F на рис. 3.1. Это динамическое усилие очень кратковременно: оно нарастает практически линейно от нуля до максимума, а затем также падает от максимума до нуля, и все это происходит за тот малый отрезок времени пока мяч находится на СПР (примерно 5-10 мс). Динамические усилие вызывает динамическое отклонение Ауд СПР и, соответственно динамическую жесткость СПР кспрд.
Как видно из таблицы 3.4 отношение ц = кспр/кспро при отклонении А у = 2 см для кевларовых струн равно примерно 3,5, для полиэстеровых — 1.96, для нейлоновых — 1.5, для кетгута — 1.26
Если натяжение струн падает под действием приложенной силы по экспоненциальному закону, то соответственно и жесткость СПР будет падать по такому же закону и с той же постоянной времени.
Под действием дополнительной растяжки Fd СПР, естественно, теряет установленную стрингером жесткость кспро Эти потери за время удара весьма незначительны, но теннисист за игру (или тренировку) производит большое количество ударов, и потеря жесткости (Акспрд/ кспро)% в результате динамической растяжки становиться ощутимой. Когда она превышает 5-10% от установленной, то профессиональные теннисисты говорят, что «струны сели», когда же потеря натяжения СПР превысит 20%, то можно услышать выражение: «струны умерли». Давайте оценим период, за который это происходит. В выражении 3.4 все величины известны кроме времени действия, динамических сил t. Прикинем это время. В среднем за сет теннисист производит порядка 80 сильных ударов (первая подача, активный прием первой подачи, смэш) и порядка 700 средних и слабых ударов, так что за матч из трех сетов производится около 2000 средних и 250 сильных ударов. Будем считать, что такое же количество ударов теннисист производит за день во время тренировочного цикла. Если принять, что удар длится 5 мс, то нетрудно подсчитать, что за матч (тренировку) СПР подвергается растяжению средними ударами в течении 10 секунд (1/6 мин), а сильными — в течение 1,25 сек (0,02 мин). Выберем для анализа нейлоновые струны, СПР из которых имеет натяжку 30 кг. Эти струны характеризуются коэффициентом N =15% и постоянной времени приблизительно 30 минут.
Итак, для сильных ударов имеем ц — 1.5, для средних ц = 1.02. Чтобы подсчитать за сколько тренировок (матчей) жесткость СПР упадет на величину, превышающую 5% (т.е. возникнет психофизическая характеристика «струны сели»), необходимо найти такое время t1 и t2 при подставке которых в формулу 3.4, потери жесткости СПР при динамических нагрузках (Акспрд/кспр0)% в сумме от сильных и средних ударов окажется больше 5%. Так как 90% падения жесткости СПР происходит из-за средних ударов, то достаточно найти время t2 для которого (Акспрд/ кспрд) > 5%. Разделив t2 = 5мин на время 1/6 мин (за которое СПР подвергается растяжению средними ударами в течении тренировочного дня или матча), получим, что нейлоновые струны «сядут» за 30 тренировок, (при
этом натяжение СПР снизится с 30 кг приблизительно до 28.5 кг). Соответственно, «умрут» они за 300 тренировок, если раньше не порвутся, конечно. Для сравнения, при данных условиях кетгут «сядет» через 40 тренировок, кевлар через 20 тренировок, полиэстер через 18 тренировок.
Вышеприведенные расчеты сделаны для монолитных струн и определенных, выбранных автором условий тренировок (соревнований). Композиционные струны и другие условия тренировок дадут иные результаты. Желающие могут повторить это математическое упражнение с иными условиями тренировок и другими типами струн, для которых имеются соответствующие характеристики.
Осталось выяснить вопрос: почему же столь малое падение жесткости СПР вызывает у профессиональных теннисистов столь высокие негативные ощущения, что они отказываются играть «севшими» струнами.
Если отбросить чисто психологический эффект, когда игрок чувствует, что произошли какие-то изменения с ощущением удара, то физических причин здесь несколько. Основные из них — это увеличение скорости отскока мяча, т.е. мощности удара, уменьшение размера т.н. «сладкого пятна» и изменение характеристик кручения мяча.
Здесь не будем объяснять феномен увеличения мощности ударов с уменьшением силы натяжки СПР, так как это явление подробно разобрано в главе 5. Остановимся лишь на объяснении того, почему этот казалось бы хороший эффект не нравиться теннисистам. Если бы этот эффект был единственным при падении натяжки СПР, то, возможно, претензий теннисистов к снижению силы натяжки и не было. Но, дело в том, что с падением натяжки СПР уменьшается и размер т.н. «сладкого пятна», что совместно с увеличением мощности ударов приводит к весьма нежелательным для теннисиста явлениям. Но об этом в следующей главе.