Статистика теннисных травм

Организм человека настолько сложная структура, что даже в таком хорошо исследованном вопросе как болезни руки вы­зываемые ракеткой, до сих пор много неясностей и неопреде­ленностей, начиная с терминологии и кончая причинами бо­лезней, их диагностированием, профилактикой и лечением.

Так как работа с ракеткой вызывает, прежде всего, болезни мягких тканей руки, то согласно МКБ-10, перечень их должен входить в состав группы М60-М79. Мягкие ткани руки — это мышцы и сухожилия, соединяющие их с костями, связки и капсулы, соединяющие кости, суставные сумки — маленькие мешочковидные полости, заполненные серозной жидкостью, которая служит амортизатором в местах давления или трения, хрящи, а также кровеносные сосуды и нервные волокна. И все это может травмироваться и быть причиной различных болез­ней, но мы проанализируем только те из них, которые вызыва­ются работой с теннисной ракеткой. Как показал опыт, все болезни, вызываемые ракеткой, чаще всего поражают сухожи­лия, связки, капсулы и суставные сумки, поэтому и названия они получили от названий этих органов: тендиниты, тендова- гиниты, тендинозы — заболевания сухожилий (tendon), лига- ментиты — поражения связок (ligament), бурситы — заболева­ния суставных сумок (вигэа), капсулиты — воспаления сустав­ных капсул (capsule). Что собой представляют сухожилия и связки? Это соединительные ткани, состоящие из волокнис­того белка, называемого коллагеном (collagen), который со­ставляет приблизительно треть всего белка в организме чело­века. Они также содержат маленькую часть упругого белка эластина (elastin) и большое количество воды (70 %).

Можно провести параллель между структурой сухожилий, связок и структурой углеродных волокон, из которых изготав­ливают ракетки и струны. Внешнее покрытие сухожилия (связ­ки) выполняет ту же функцию что и покрытие струны: оно защищает заключенные в связку мелкие прочные волокна.

Подобно углеродным волокнам, сухожилия и связки способ­ны выдерживать большие растягивающие нагрузки. Если по­местить сухожилия под микроскоп, то можно увидеть колла­геновые волокна, организованные строго параллельным спо­собом. Такая структура позволяет им выдержать высокие однонаправленные растяжения. Волокна в суставных связках не так строго параллельны, поэтому они выдерживают мень­шие нагрузки и подвержены растяжению. Образно говоря, су­хожилия — это карбопласт ракеток, который имеет большой модуль Юнга и практически не растягивается, а связки — это теннисные струны, которые не так прочны, но зато обладают остаточным растяжением. На этом свойстве связок, формиру­ющих суставные капсулы, основана система растягивающих упражнений в художественной гимнастике. Растягивают связ­ки медленно, ‘месяцами и годами, действуя все возрастающей нагрузкой, но если растяжку связок сделать очень быстро, то они рвутся. Нужно учесть, что с возрастом это свойство свя­зок утрачивается и после 20 лет их структура все больше при­ближается к структуре сухожилий. Прочность на разрыв этих тканей достаточно большая (2-10 кг/кв.мм), поэтому в тенни­се практически никогда не происходит полных разрывов сухо­жилий и связок, как это бывает в других видах спорта, где возможны сильные удары по ним. Теннисист приобретает в игре более мелкие неприятности (микроразрывы, натирания, отложение солей), которых он может и не почувствовать, но со временем, если отсутствует профилактика травм возникает патология, проявляющаяся в болях и ограничении подвижно­сти сустава. Патология может возникнуть вследствие посто­янного давления и трения, действующих на сухожилия и сус­тавные сумки и приводящих их к воспалению. Из-за воспале­ния и образования экссудата сумка может достигать больших размеров; при этом говорят об образовании жидкости (выпо­та) в суставе. Часто происходит частичная резорбция (всасы­вание) жидкости, иногда приводящая к некоторому утолще­нию стенки: в ней возникают образования соединительной тка­ни и трабекуляция (отростки). Предшествующая травма может иметь следствием развития ретрактильного капсулита. Эти причины болезней достаточно очевидны, однако имеется еще масса других механизмов возникновения болезней суставов, недостаточно изученных и все еще обсуждаемых исследовате­лями. До настоящего времени не изучен вопрос влияния виб­раций ракетки на возникновение патологий. Хотя все согла­шаются, что негативное влияние вибраций существует, нет достаточно ясной картины участия их в механизмах возникно­вения и развития патологических процессов, патогенезе забо­леваний. Возможно вибрации являются только фактором, уси­ливающим основные причины возникновения патологий, эта­ким катализатором болезней руки.

Какова же статистика заболеваний руки среди теннисных травм? Вопрос сложный, так как такой статистики в странах СНГ никто ее не ведет, по крайней мере, регулярно. В США есть организации, как государственные, так и частные, зани­мающиеся мониторингом травм. Это, прежде всего, государ­ственная организация U.S. Consumer Product Safety Commission (CPSC) — Комиссия по безопасному использованию потре­бительских товаров. Сайт организации http://www.cpsc.gov.

‘ CPSC в своих ежегодных отчетах выдает’ разнообразную стати­стику травм, в том числе связанных со спортом (CPSC Sports Injury Statistics). Совместно с этой организацией действуют National Injury Information Clearinghouse (Национальный ин­формационный центр по травмам, NIIC) и National Electronic Injury Surveillance System (национальная электронная систе­ма надзора за травмами, NEISS). Кроме того действует такая некоммерческая организация как American Sports Data, Inc. (ASD), которая поддерживает проект Comprehensive Study of Sports Injuries in the U.S. Одним из отчетов этого проекта является ежегодный пресс-релиз American Sports Data Press Release.

Данные, публикуемые этими организациями, весьма инте­ресны. Ну, например, показано, что спортивный травматизм составляет 2-5% от общего травматизма. Таким образом, если принять, что спортом в США постоянно занимается порядка 1% населения, то, следовательно, спортивный травматизм в 2- 5 раз случается чаще, чем в быту и на производстве. Но это средние данные по всем видам спорта, а виды спорта, как изве­стно, очень сильно отличаются своей траматичностью. Теннис в этом списке занимает 16 позицию (из 19 фиксируемых ви­дов спорта) с показателем 22,665 травм на 1000 занимающих­ся. Нам представляется возможным сравнить этот показатель с данными, полученными 40 лет назад в СССР (3. С. Мироно­ва и Л. 3. Хейфец, 1965). Тогда в СССР теннис занимал 6 место по травматичности из 19 видов спорта с показателем 48,3 травмы на 1000 занимающихся. Несмотря на то, что стати­стика собрана в разных странах, двойное уменьшение теннис- ного травматизма за 40 лет впечатляет (и это несмотря на зна­чительную интенсификацию тренировок и соревнований). О чем это свидетельствует? В первую очередь о торжестве совре­менных технологий, уменьшивших травмоопасность инвента­ря, кортов и экипировки (в частности спортивной обуви). Де­ревянные ракетки весили 13-4 унций, притом считалось, что нормальный вес ракетки для мужчины должен составлять по­рядка 14 унций, для женщины — 13 унций, а ракетками 10-12 унций играли дети. Теперь же профессионалы используют ра­кетки весом 9-12 унций (13 унций считается тяжелой). Кроме того у ракеток на порядок снижен уровень вибраций. Все это весьма благоприятно сказалось на снижении травматизма в теннисе.

Интересна статистика распределения теннисных травм по возрастам.’

Таблица 10.1

Число травм на 1000 человек
Всего   Возраст  
0-4 года 5-14 лет 15-24 года
22,665 1.0% 18.8% 19.2%
 

 

Приблизительно на 1000 занимающихся теннисом детей в возрасте до 5 лет травмируется 2 ребенка! По моемому, здесь проблема в т.н. «неправильных родителях», которые, вместо того чтобы заниматься ОФП, уже с 3-х лет заставляют ребенка махать ракеткой. Эта проблема ужасающе выпукло прояви­лась в следующей возрастной группе. Процент травм в возрас­те от 5 до 15 лет почти такой же как и в возрасте от 15 до 25 лет, в котором как раз теннисист максимально нагружен как профессионал. Мало того, так как теннисные травмы — это т.н. «пролонгационные травмы», то есть проявляющиеся не сразу, а, порой, с годами, то часть травм из возраста 15-25 лет надо бы перебросить в возраст 5-14 лет. Необходимо также учесть и тот факт, что в возрасте 5-14 лет ребенок только с 10 лет начинает участвовать в соревнованиях, частота которых зна­чительно ниже частоты турниров профессионалов (а частота травм одна и та же — это удручает).

Причины детских травм описаны в книге для родителей «Формула чемпиона»[17], они кроются в непрофессиональ­

 

ном начальном обучении ребенка, когда родители пытаются заменить собой тренера или командовать им, когда выбирают вместо специалиста дилетанта (их сейчас множество). Но, к сожалению, родители не читают педагогическую литературу и предпочитают наступать на те же «грабли», на которые уже наступили многие до них). Недаром говорят, что все мы боль­шие специалисты в двух вопросах: политике и педагогике. Выросло т.н. «мультимедийное поколение», которое предпо­читает чтению просмотр и прослушивание, ездит не с книга­ми в руках, а с аудио или видео гаджетами. Но, как говорить­ся, Бог им судья, перейдем теперь к статистике травм верхних конечностей, на которые приходится около 50% всех теннис­ных травм.

Распределение травм между плечом, локтем и кистью в на­стоящее время стало приблизительно одинаковым, то есть по (30±10)% на сустав из общего числа травм руки. Учитывая общее значительное снижение теннисного травматизма, а так­же то, что в эру деревянных ракеток превалирующей травмой был «теннисный локоть», можно сделать следующее заключе­ние: уменьшение веса ракеток и изменение техники фор- хенда (удар с согнутой в локте рукой) привели к значи­тельному уменьшению вероятности повреждения локтевого сустава. Нагрузки на суставы снизились и равномерно рас­пределились между ними. Это большое достижение совре­менных технологий.

Плечо

Рис. 10.1

Плечевой (плечелопаточный) сустав — самый подвижный сустав человека, движения в котором возможны во всех трех плоскостях (отведение-приведение, сгибание-разгибание и ро­тация). Объем движений в плечевом суставе обусловлен фор­мой суставных поверхностей (шаровидная у плечевой кости и слабо вогнутая у суставного отростка лопатки, расширенная хрящевой губой). Уплощенная поверхность впадины лопатки предполагает помимо ротационных движений возможность смещения головки плечевой кости вверх, что имеет непосред­ственное отношение к патогенезу «субакромиального синдро­ма». Сустав окружен тонкой, растяжимой (особенно в нижней части, где образуется складчатый «карман») капсулой (не по­казана на рисунке), слабо укреплен связками (в верхней час­ти.). Стабильность сустава при движения^, особенно отведе­нии, обеспечивается сухожилиями глубоких мышц области плечевого сустава. Эта группа мышц по своим функциональ­ным характеристикам получила название «вращательная манжета плеча». Она включает надостную, подостную, ма­лую круглую и подлопаточную мышцы. Сухожилия этих мышц, а также сухожилие длинной головки бицепса плеча, проходя­щее в межбугорковой борозде и пересекающее полость суста­ва, играют роль «депрессоров» головки плечевой кости, пре­дотвращая ее смещение вверх при работе мощных поверхнос­тных мышц плечевой области — дельтовидной, грудных и спинных. В частности, надостная мышца обеспечивает ста­бильность головки плечевой кости при отведении плеча, осу­ществляемом дельтовидной мышцей в диапазоне 60-120°. В этом секторе дуги отведения надостная мышца напряжена мак­симально. Спереди плечевого сустава проходит сухожилие короткой головки двуглавой мышцы плеча, прикрепляющее­ся к клювовидному отростку лопатки. Двуглавая мышца пле­ча осуществляет сгибание в локтевом суставе и супинацию предплечья.

Трудно переоценить значение субакромиальной сумки, обес­печивающей беспрепятственное скольжение большого бугорка плечевой кости и сухожилий ротаторной манжеты относитель­но нижней поверхности акромиона при отведении руки и со­вершение ротационных движений плечом в отведенном состо­янии. Нижняя стенка субакромиальной сумки тесно приле­жит к верхней части капсулы плечевого сустава, в составе которой располагаются сухожилия вращательной манжеты.

При выполнении подачи во время замаха плечевая кость вращается в суставе, приводя плечо в горизонтальное положе­ние. При этом суставная капсула и мышцы вращательной ман­жеты растягиваются. Далее во время удара плечевая кость бы­стро занимает вертикальное положение и также быстро пере­ходит в горизонтальное. В максимуме скорости движения сустава происходит удар ракетки по мячу. В этот момент на­тяжение сухожилий вращательной манжеты и связок капсулы достигает своего наивысшего значения, что может привести к микроразрыву или ущемлению их между плечевой костью и нижней поверхностью акромиального отростка. Как правило, единичные микроразрывы не ощущаются теннисистом вовсе или ощупаются слабыми болями. Сильные боли приходит тогда, когда теннисист, пренебрегая профилактикой, продолжает иг­рать при болях, что закономерно при­водит к т.н. вторичным патологичес­ким процессам: воспалению субакроми­альной сумки из-за нарушения биомеханики плечевого сустава, тенди­ниту вращательной манжеты, ретрак- тильному капсулиту. Боли иногда бы­вают такими сильными, что болезнен­ным становиться самое небольшое движение, даже отведение руки от кор­пуса на угол в 20 градусов. Иногда боли распространяются (иррадируют) на нижние части руки, иногда болит вся рука, особенно по ночам.

На рис. 10.2 приведен снимок пле­чевого сустава теннисиста с выраженным воспалением субак­ромиальной сумки (по стрелке). Диагноз: бурсит.

Updated: 21 августа, 2022 — 13:00

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Александрийский теннисный клуб © 2018 - 2019

Карта сайта