На матч выходят два спортсмена. Оба они хорошо технически подготовлены, быстры, ловки, сильны, выносливы. Но как бы физически, технически и тактически ни были подготовлены спортсмены, а соревнуются две личности. И от того, какими чертами, свойствами обладает личность, во многом зависит ее поведение в условиях’ жесткой конкуренции соревнований.
О том, какой бывает конкуренция во время теннисных состязаний, свидетельствует пример матча на Кубок Дэвиса 1981 г. между командами СССР и Голландии, в котором встретились А. Зверев и Д. Сандерс. Матч длился 4 часа. Было сыграно пять партий, состоящих из 58 геймов. Это говорит о том, что победа, а она досталась Звереву, была добыта в напряженной борьбе.
О напряженности борьбы в разыгрываемых партиях можно судить, например, по количеству сыгранных в ник геймов. И действительно, счет во второй партии 9 : 7 по сравнению со счетом в пятой партии б : 3 говорит, казалось бы, о ее большей напряженности. Однако можно ли судить о напряженности борьбы лишь по счету в партии? Счет в партии — безусловно, один из показателей напряженности борьбы, но не единственный. Очень важно разобраться в борьбе, которую спортсмены ведут в каждом гейме. Разберем это на примерах второй и пятой партий. Во второй партии разыграно 16 геймов, в пятой — лишь 9. Однако, для того чтобы завершать гейм, во второй партии разыгрывалось в среднем’6 очков, тогда как з пятой партии 8. Но это в среднем. Если же . сопоставить максимальные величины, то окажется, что наибольшее количество очков во второй партии было з последнем гейме — 10, тогда как в пятой партии в 7-м гейме соперники разыграли 20 очков. Стало быть, говоря о напряженности матча, надо учитывать количество сыгранных партий, геймов, а также среднее количество разыгрываемых в геймах очков.
Но и очко может быть добыто по-разному. Можно выиграть его одним ударом, выиграв подачу навылет или на ошибке соперника. А может быть вариант, при котором понадобятся не один, не два и не три удара. Нужно будет разыграть комбинацию, проявив при этом немалую долю выдержки, ума, предвидения и многого другого, прежде чем появится возможность завершить очко в свою пользу или вынудить соперника сделать ошибку. Розыгрыш очка и их количество обязательно скажутся на чистом времени игры.
Мы полагаем, что для количественного выражения психической напряженности матчей с определенной долей достоверности можно использовать чистое время розыгрыша каждого гейма, количество ударов в нем и количество разыгрываемых очков. Количество ударов в гейме и чистое время игры связаны между собой особенно тесно. Вполне естественно: чем больше ударов выполняют соперники, тем большее время мяч находится в игре. И количество ударов при каждом розыгрыше свидетельствует о борьбе, идущей в каждом розыгрыше очка.
На рис. 2 представлены количество очков, ударов и время, затраченное при выполнении в 1-м и 5-м сетах. Можно видеть, что в 5-м гейме первой партии было разыграно лишь 6 очков. Но для этого каждому сопернику понадобилось сделать по 34 удара, на что было затрачено 92 секунды. Аналогичная история повторилась в 9-м гейме, в котором каждый из соперников мог повести б счете: опять было разыграно 6 очков и сделано по 34 удара, но на них ушло еще больше времени, так как снизился темп игры. Соперники стали еще осторожнее, боялись рисковать, ошибиться. На эти удары ушло 107 секунд.
Эти примеры свидетельствуют о борьбе, идущей внутри розыгрыша очка. Может быть иной вариант напряженности, при котором з гейме выполняется незначительное количество ударов, количество же очков, разыгрываемых в гейме, резко увеличивается по отношению к среднему значению этого параметра. В нашем случае оно равно 16.
Можно отметить еще один вариант, при котором велико количество разыгрываемых очков, — одно очко выигрывает Зверев, следующее —»Сандерс. Ни один не хочет уступать. Каждое же очко разыгрывается долго, при каждом розыгрыше его идет борьба, никому не удается сразу выиграть — соперник начеку. Но и никто не делает ошибок — каждый предельно внимателен. В этом отношении особенно характерен 7-й гейм 5-й партии. Ведь в нем
Рис. 2 |
слишком многое решается. Каждый из .соперников выиграл по две партии и по 3 гейма. Каждый понимает меру своей ответственности и дену победы: выявляется не просто
победитель матча, а команда, которая войдет в высшую лигу розыгрыша Кубка Дэвиса.
Борьба вступила в кульминационную фазу, напряженность в которой выражается и большим количеством разыгрываемых очков (их в этом гейме было 20), и длительным розыгрышем каждого. Достаточно сказать, что теннисисты сделали по 53 удара, при среднем темпе 26 уд/мин. Чистое время в гейме — 123 секунды. Этот напряженный поединок выиграл А. Зверев. Чем же он был для спортсменов? Безусловно, стрессором, объединяющим в себе физический, психический и социальный компоненты.
Ученые, изучающие стресс, уже давно пришли к мнению, что «спорт вызывает стресс и, следовательно, является стрессором» (С. Алрич, I960). Термином «стресс» обозначают состояние человека, возникающее в организме под действием различных значимых для него раздражителей, при котором он реагирует ‘ответным напряжением своих функций.
Ситуация соревнований сама по себе является достаточно сильным стрессором и может преобладать над величиной физической нагрузки. Доказательством сказанного могут служить исследования Крахенбухяа (1971). Он сопоставил стрессовую реакцию у теннисистов, определяя содержание катехоламинов в четырех различных ситуациях — в условиях обычной жизни, тренировки, ожидания соревнований и самих соревнований. Полученные данные позволили установить различия в стрессовой реакции в условиях соревнований и обычной жизни, в условиях соревнований и тренировки. Не было установлено различий в содержании катехоламинов в обычных условиях и условиях тренировки.
Однако, как полагает французский ученый П. Фресс, стрессогенным моментом может быть не сама по себе ситуация (ситуация соревнований, например), а возникающие в этой ‘ситуации отношения между мотивами и возможностью- человека действовать адекватно им. Они могут возникать, во-первых, потому, что человек не способен, не умеет, не готов соответственно действовать; во-вторых, потому, что человек Чрезмерно мотивирован*, ЧТО, 3 свою очередь, вызывает «повышенное напряжение.
Термин «мотивация» означает факторы и процессы, побуждающие людей к действию или бездействию в различных ситуациях (Б. Д. Креттн, 1978}.
«Мотив» — это побуждение к деятельности, направленное на удовлетворение определенной потребности (Б. А. Вяткин, 1978).
Исследователи отмечают немалое влияние свойств личности на успешность деятельности в условиях стресса. Понятие «личность» отражает в первую очередь социальную сущность человека, его место в исторически сложившейся системе общественных отношений, его активность в преобразовании окружающей действительности.
Характерной чертой личности является ее индивидуальность, то есть специфическое сочетание свойств личности.
Накопленные к настоящему времени исследовательские данные с достаточной степенью достоверности позволяют выделить свойства личности, и их соотношения, характеризующие спортсменов вышкой квалификации. Среди отличительных свойств личности выделяют повышенную эмоциональную устойчивость, твердость характера, уверенность в себе, самостоятельность в оценке сложных ситуаций, пониженную тревожность, способность к самоконтролю, настойчивость в достижении цели, инициативность и смелость, стремление к лидерству. Среди соотношений свойств личности наиболее существенными считают:
- Преобладание з структуре мотивации нравственных, общественных мотивировок над стремлениями личного характера.
- Преобладание волевых качеств, мобилизующих спортсмена на преодоление трудностей, над тревожностью и неуверенностью в себе.
- Преобладание психической устойчивости и самоконтроля над эмоциональной возбудимостью.
Психологами установлено, что особо важную роль в достижения высоких результатов играют мотивы спортсмена. Выявлено большое количество мотивов, влияющих на успешность деятельности, среди них выделяет три группы мотивов: физиологические, психологические и социальные. Однако установлено, что чем выше общественная значимость мотивов, тем успешнее может быть результат деятельности.
Подтверждением сказанному могут’быть игры советских теннисистов в командных соревнования?: с равными или несколько превосходящими по силе соперниками: это и победа А. Метревели над Я. Кодешем в играх на Кубок Дэвиса (в то время как в личных соревнованиях — финале Уимблдонского турнира победа досталась Кодешу), это и победы нового поколения наших теннисистов в играх на Кубок Федераций 1981 г. — пары О. Зайцевой и С. Черненой над спортсменами ЧССР во главе с одной из сильнейших ракеток мира X. Мандликовой и в игра?: на Кубок Дэвиса 1982 г., когда А. Зверев и К. Пугаев поочередно нанесли
поражение такому игроку, как В. Амритраж, имеющему в своем активе победы над Д. Макикроем, П. Боргом, Т. Орантесом, к т. д.
Вот почему в процессе работы со спортсменами большое внимание следует уделять воспитанию человека, формированию необходимых свойств личности. Важно, чтобы тренировки и соревнования воспринимались ими как деятельность общественного характера, а не как способ удовлетворения своего тщеславия, престижа, честолюбивых замыслов, личных потребностей и т. д.
Таким образом, повысить устойчивость в стрессе и тем самым понизить психическую напряженность можно, во- первых, осваивая весь арсенал технических действий, повышая стабильность и эффективность технических приемов, выполняемых в напряженных ситуациях; во-вторых, повышая общий уровень функциональных возможностей организма и развивая на их основе физические качества; в-третьих, совершенствуя свойства личности, формируя мотивы деятельности и, наконец, непосредственно регулируя психическое состояние.