На матч выходят два спортсмена. Оба они хорошо технически подготовлены, быстры, ловки, сильны, выносли­вы. Но как бы физически, технически и тактически ни были подготовлены спортсмены, а соревнуются две личности. И от того, какими чертами, свойствами обладает личность, во многом зависит ее поведение в условиях’ жесткой конкуренции соревнований.

О том, какой бывает конкуренция во время теннисных состязаний, свидетельствует пример матча на Кубок Дэвиса 1981 г. между командами СССР и Голландии, в котором встретились А. Зверев и Д. Сандерс. Матч длился 4 часа. Было сыграно пять партий, состоящих из 58 геймов. Это говорит о том, что победа, а она досталась Звереву, была добыта в напряженной борьбе.

О напряженности борьбы в разыгрываемых партиях можно судить, например, по количеству сыгранных в ник геймов. И действительно, счет во второй партии 9 : 7 по сравнению со счетом в пятой партии б : 3 говорит, казалось бы, о ее большей напряженности. Однако можно ли судить о напряженности борьбы лишь по счету в партии? Счет в партии — безусловно, один из показателей напряженности борьбы, но не единственный. Очень важно разобраться в борьбе, которую спортсмены ведут в каждом гейме. Разберем это на примерах второй и пятой партий. Во второй партии разыграно 16 геймов, в пятой — лишь 9. Однако, для того чтобы завершать гейм, во второй партии разыг­рывалось в среднем’6 очков, тогда как з пятой партии 8. Но это в среднем. Если же . сопоставить максимальные величины, то окажется, что наибольшее количество очков во второй партии было з последнем гейме — 10, тогда как в пятой партии в 7-м гейме соперники разыграли 20 очков. Стало быть, говоря о напряженности матча, надо учитывать количество сыгранных партий, геймов, а также среднее количество разыгрываемых в геймах очков.

Но и очко может быть добыто по-разному. Можно выиграть его одним ударом, выиграв подачу навылет или на ошибке соперника. А может быть вариант, при котором понадобятся не один, не два и не три удара. Нужно будет ра­зыграть комбинацию, проявив при этом немалую долю выдержки, ума, предвидения и многого другого, прежде чем появится возможность завершить очко в свою пользу или вынудить соперника сделать ошибку. Розыгрыш очка и их количество обязательно скажутся на чистом времени игры.

Мы полагаем, что для количественного выражения психической напряженности матчей с определенной долей достоверности можно использовать чистое время розыгры­ша каждого гейма, количество ударов в нем и количество разыгрываемых очков. Количество ударов в гейме и чистое время игры связаны между собой особенно тесно. Вполне естественно: чем больше ударов выполняют соперники, тем большее время мяч находится в игре. И количество ударов при каждом розыгрыше свидетельствует о борьбе, идущей в каждом розыгрыше очка.

На рис. 2 представлены количество очков, ударов и время, затраченное при выполнении в 1-м и 5-м сетах. Можно видеть, что в 5-м гейме первой партии было разыграно лишь 6 очков. Но для этого каждому сопернику понадобилось сделать по 34 удара, на что было затрачено 92 секунды. Аналогичная история повторилась в 9-м гейме, в котором каждый из соперников мог повести б счете: опять было разыграно 6 очков и сделано по 34 удара, но на них ушло еще больше времени, так как снизился темп игры. Соперники стали еще осторожнее, боялись рисковать, ошибиться. На эти удары ушло 107 секунд.

Эти примеры свидетельствуют о борьбе, идущей внутри розыгрыша очка. Может быть иной вариант напряженно­сти, при котором з гейме выполняется незначительное количество ударов, количество же очков, разыгрываемых в гейме, резко увеличивается по отношению к среднему значению этого параметра. В нашем случае оно равно 16.

Можно отметить еще один вариант, при котором велико количество разыгрываемых очков, — одно очко выигрывает Зверев, следующее —»Сандерс. Ни один не хочет уступать. Каждое же очко разыгрывается долго, при каждом ро­зыгрыше его идет борьба, никому не удается сразу выиграть — соперник начеку. Но и никто не делает оши­бок — каждый предельно внимателен. В этом отношении особенно характерен 7-й гейм 5-й партии. Ведь в нем

Рис. 2нагрузки во время матча на теннисиста

 

слишком многое решается. Каждый из .соперников выиграл по две партии и по 3 гейма. Каждый понимает меру своей ответственности и дену победы: выявляется не просто

 

победитель матча, а команда, которая войдет в высшую лигу розыгрыша Кубка Дэвиса.

Борьба вступила в кульминационную фазу, напря­женность в которой выражается и большим количеством разыгрываемых очков (их в этом гейме было 20), и дли­тельным розыгрышем каждого. Достаточно сказать, что теннисисты сделали по 53 удара, при среднем темпе 26 уд/мин. Чистое время в гейме — 123 секунды. Этот напряженный поединок выиграл А. Зверев. Чем же он был для спортсменов? Безусловно, стрессором, объединяющим в себе физический, психический и социальный компоненты.

Ученые, изучающие стресс, уже давно пришли к мнению, что «спорт вызывает стресс и, следовательно, является стрессором» (С. Алрич, I960). Термином «стресс» обознача­ют состояние человека, возникающее в организме под действием различных значимых для него раздражителей, при котором он реагирует ‘ответным напряжением своих функций.

Ситуация соревнований сама по себе является доста­точно сильным стрессором и может преобладать над величиной физической нагрузки. Доказательством сказанно­го могут служить исследования Крахенбухяа (1971). Он сопоставил стрессовую реакцию у теннисистов, опреде­ляя содержание катехоламинов в четырех различных ситуа­циях — в условиях обычной жизни, тренировки, ожидания соревнований и самих соревнований. Полученные данные позволили установить различия в стрессовой реакции в условиях соревнований и обычной жизни, в условиях соревнований и тренировки. Не было установлено различий в содержании катехоламинов в обычных условиях и условиях тренировки.

Однако, как полагает французский ученый П. Фресс, стрессогенным моментом может быть не сама по себе ситуация (ситуация соревнований, например), а возникаю­щие в этой ‘ситуации отношения между мотивами и возмож­ностью- человека действовать адекватно им. Они могут возникать, во-первых, потому, что человек не способен, не умеет, не готов соответственно действовать; во-вторых, потому, что человек Чрезмерно мотивирован*, ЧТО, 3 свою очередь, вызывает «повышенное напряжение.

Термин «мотивация» означает факторы и процессы, побуждаю­щие людей к действию или бездействию в различных ситуациях (Б. Д. Креттн, 1978}.

«Мотив» — это побуждение к деятельности, направленное на удовлетворение определенной потребности (Б. А. Вяткин, 1978).

 

Исследователи отмечают немалое влияние свойств личности на успешность деятельности в условиях стресса. Понятие «личность» отражает в первую очередь соци­альную сущность человека, его место в исторически сло­жившейся системе общественных отношений, его актив­ность в преобразовании окружающей действительности.

Характерной чертой личности является ее индивидуаль­ность, то есть специфическое сочетание свойств личности.

Накопленные к настоящему времени исследовательские данные с достаточной степенью достоверности позволяют выделить свойства личности, и их соотношения, характери­зующие спортсменов вышкой квалификации. Среди отличи­тельных свойств личности выделяют повышенную эмоцио­нальную устойчивость, твердость характера, уверенность в себе, самостоятельность в оценке сложных ситуаций, пониженную тревожность, способность к самоконтролю, настойчивость в достижении цели, инициативность и сме­лость, стремление к лидерству. Среди соотношений свойств личности наиболее существенными считают:

  1. Преобладание з структуре мотивации нравственных, общественных мотивировок над стремлениями личного характера.
  2. Преобладание волевых качеств, мобилизующих спорт­смена на преодоление трудностей, над тревожностью и неуверенностью в себе.
  3. Преобладание психической устойчивости и само­контроля над эмоциональной возбудимостью.

Психологами установлено, что особо важную роль в достижения высоких результатов играют мотивы спортсме­на. Выявлено большое количество мотивов, влияющих на успешность деятельности, среди них выделяет три группы мотивов: физиологические, психологические и социальные. Однако установлено, что чем выше общественная значи­мость мотивов, тем успешнее может быть результат деятельности.

Подтверждением сказанному могут’быть игры советских теннисистов в командных соревнования?: с равными или несколько превосходящими по силе соперниками: это и победа А. Метревели над Я. Кодешем в играх на Кубок Дэвиса (в то время как в личных соревнованиях — финале Уимблдонского турнира победа досталась Кодешу), это и победы нового поколения наших теннисистов в играх на Кубок Федераций 1981 г. — пары О. Зайцевой и С. Черненой над спортсменами ЧССР во главе с одной из сильнейших ракеток мира X. Мандликовой и в игра?: на Кубок Дэвиса 1982 г., когда А. Зверев и К. Пугаев поочередно нанесли

 

поражение такому игроку, как В. Амритраж, имеющему в своем активе победы над Д. Макикроем, П. Боргом, Т. Орантесом, к т. д.

Вот почему в процессе работы со спортсменами большое внимание следует уделять воспитанию человека, формирова­нию необходимых свойств личности. Важно, чтобы трени­ровки и соревнования воспринимались ими как деятельность общественного характера, а не как способ удовлетворения своего тщеславия, престижа, честолюбивых замыслов, личных потребностей и т. д.

Таким образом, повысить устойчивость в стрессе и тем самым понизить психическую напряженность можно, во- первых, осваивая весь арсенал технических действий, повышая стабильность и эффективность технических прие­мов, выполняемых в напряженных ситуациях; во-вторых, повышая общий уровень функциональных возможностей организма и развивая на их основе физические качества; в-третьих, совершенствуя свойства личности, формируя мотивы деятельности и, наконец, непосредственно регули­руя психическое состояние.

Updated: Декабрь 5, 2019 — 18:25

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Александрийский теннисный клуб © 2018 - 2019

Карта сайта